Этюд 1. УГАДАЙ ЧИСЛО 6
Диалоговый режим (14). Бит (15). Адрес ячейки (16).
Этюд 2. САМАЯ ПОПУЛЯРНАЯ ПРОГРАММА 17
Байт (23). Символы Бейсика (23). Знаки препинания в программах (24).
Этюд 3. О РЫБАКАХ И РЫБКЕ 26
О структурном программировании и принципе умолчания (30). Ремарки в программах (30). Транслятор (30).
Этюд 4. КОМПЬЮТЕРНЫЙ РЕБУС 31
Как отсеять лишние решения? (33). «Снисходительность» Бейсика (39).
Этюд 5. «НАЧАЛЬНИК» ПРОГРАММЫ 35
Как упростить программу? (33). Жаргон программистов (39).
Этюд 6. ТИШЕ ЕДЕШЬ – ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ 40
Имя переменной (42). Цикл с параметром (42).
Этюд 7. ЭВМ БРОСАЕТ ЖРЕБИЙ. 43
Массивы в разных диалектах Бейсика (47). Системные переменные (48). Досрочный выход из цикла (48).
Этюд 8. ТРОЙНОЙ ВЫИГРЫШ 50
Редактирование программ (54). Математическое обеспечение ЭВМ (54). Почему не работает программа? (55).
Этюд 9. УЧЕНИК И КОМПЬЮТЕР 56
Почему учтены не все числа? (60). Таймер компьютера (60). STOP и END (61).
Этюд 10. ЕСЛИ БЫ Я РАБОТАЛ КАССИРОМ В КИНОТЕАТРЕ 62
Программные блоки (70). Размерность массивов (70). Списки данных (71).
Этюд 11. СКВОЗЬ ТУМАН К ВЕРШИНЕ ХОЛМА 72
Принципы структурного программирования (77). Подпрограммы (80). Место для подпрограмм (81).
Этюд 12. МУЗЫКА ЦВЕТНЫХ ТОЧЕК. 82
Коды символов (87). Матричные операторы (88).
Этюд 13. КОМПЬЮТЕР УЧИТСЯ НА СВОИХ ОШИБКАХ 89
Обозначение литерных переменных (95). Как еще можно использовать программу? (95).
Этюд 14. ЕСЛИ БЫ Я РАБОТАЛ КАССИРОМ В БАНКЕ 96
Чтение двоичных чисел (100).
Синонимы Бейсика (101)
Этюд 15. КОМПЬЮТЕР ЛИКВИДИРУЕТ СВОЮ НЕГРАМОТНОСТЬ 101
Как увеличить глубину сортировки? (106). «Дружественность» Бейсика (107).
Этюд 16. В КАКОЙ ДЕНЬ НЕДЕЛИ РОДИЛАСЬ ВАША БАБУШКА? 108
Подпрограммы и процедуры (113). Какие программы еще можно составить (115).
Этюд 17. МОЮ СЕКРЕТАРШУ ЗОВУТ «ИСКРА» 116
Как усовершенствовать программу (121). Режим реального времени (121).
Этюд 18. «ХРАНИ МЕНЯ, МОЙ ТАЛИСМАН...» 122
Комментарии в программе (126). Еще один оператор
ввода (126). Применение частотного словаря (127).
Этюд 19. ПЕРВАЯ ВСТРЕЧА С ФАЙЛАМИ 128
Запись файлов на диск (134). Разбиение диска (135).
Этюд 20. ПАМЯТЬ НАПРОКАТ 136
Банки данных (140). Операция с файлами (140)
Этюд 21. ПЯТИМИНУТКИ С «ИСКРОЙ» 141
Блочная структура программ (147). Печать на принтер(147). Блоки программы и блоки компьютера (147).
Этюд 22. К ВАМ НЕОЖИДАННО НАГРЯНУЛИ ГОСТИ 149
Что недосмотрела хозяйка? (151). Файлы-программы и
файлы данных (151). Компьютер в семье бытовой техники (152).
Этюд 23 КАК Я ЗАВЕДОВАЛ СКЛАДОМ ХИМРЕАКТИВОВ . 153
Как составить электронный справочник? (159). Две
группы операторов (159).
Этюд 24. ПОСЛЕДНЕЕ ЗАДАНИЕ 160
ОПЕРАТОРЫ БЕЙСИКА В
РАЗЛИЧНЫХ ВЕРСИЯХ 163
ПЕРЕЧЕНЬ СЛУЖЕБНЫХ СЛОВ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ПРОГРАММАХ КНИГИ 165
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ 168
ЛИТЕРАТУРА 169
ПРЕДМЕТНЫЙ
УКАЗАТЕЛЬ 170
Книга «24 этюда на Бейсике» адресована читателям,
желающим получить представление о работе на персональных компьютерах.
При освоении новой техники особое значение имеет
начальный этап привыкания к ней. Он еще не приносит устойчивых навыков работы –
да это от него и не требуется; он должен лишь вселить уверенность, что эти
навыки вполне достижимы, причем наиболее легко и быстро – благодаря
использованию множества не сложных, но эффективных приемов, своеобразных
«маленьких хитростей». Этот этап можно пройти, располагая довольно простым
образцом новой техники и даже не работая самому, а наблюдая за чьими-то
уверенными действиями.
Именно такой путь предлагают своему читателю авторы
книги. Каждый из собранных в ней этюдов – это живая сценка, сюжетным центром
которой служит та или иная задача, решаемая с помощью персонального компьютера.
В рассказах и беседах участников сценки либо комментируется уже готовая
программа, либо описывается процесс ее составления. По ходу диалогов
читатель знакомится с приемами программирования и работы на персональных
компьютерах.
В чередовании участников сцен нет никакой логической
закономерности. Начальника лаборатории сменяет хозяйка дома, где недавно
появился бытовой компьютер; инженера-программиста – поэт, заинтересовавшийся
столь модной сегодня компьютерной премудростью. Вместе с тем довольно строгой
закономерности подчинено содержание их разговоров: раскрываемые в них приемы
программирования усложняются от этюда к этюду, все более пространными и логически
сложными становятся обсуждаемые программы.
Впрочем, такая последовательность отнюдь не
делает книгу учебным пособием. Создаваемое ею представление о работе на
персональных компьютерах не может не быть в известной степени общим и
односторонним. Общность обусловлена небольшим объемом книги; односторонность –
тем, что все приведенные в книге программы составлены только на Бейсике,
получившем сегодня наибольшее распространение в мире персональных компьютеров.
Машины этого класса позволяют создавать довольно емкие базы данных, проводить оперативные расчеты, редактировать тексты, представлять результаты работы в удобном виде (графики, таблицы и т. д.). Сравнивая используемые для этого языки программирования, можно заметить, что каждый из них при всей широте диапазона своих применений имеет на нем какие-то особенно выигрышные участки. Этим объясняется предпочтение, которое отдают тому или иному языку пользователи. Не последнюю роль при выборе языка играет его простота.
Удачное сочетание
универсальности и простоты принесло Бейсику широкую популярность, отмечавшуюся
выше. Программы, написанные на нем для различных машин, как правило,
обнаруживают несходство в некоторых деталях. Поэтому принято говорить о
различных версиях, или диалектах Бейсика. Наиболее, богатые их них
предоставляют хорошие возможности для расчетов и обработки текстов, более
скромные – для создания графиков и работы с таблицами. Весь спектр таких
возможностей, конечно, не нашел отражения в этой небольшой книге. Здесь для
написания программ привлекаются средства, общие для большинства версий Бейсика.
Это сделано для того, чтобы читатель смог продолжить знакомство с языком,
работая на различных машинах. Если в разных версиях какие-то равноценные
программные средства выражаются в неодинаковой форме, то авторы в таких
случаях, как правило, придерживались символики, принятой на компьютере «Искра
226» и лишь в отдельных программах показывали, как то же самое можно выразить в
виде, «понятном» для компьютеров СМ-4, ИБМ ПС и т.д.
Книга состоит из четырех глав. Программы, вошедшие в
первую главу, несложны: в них используются лишь простые числовые переменные.
Здесь читатель узнает о наиболее употребительных операторах Бейсика. В
программах второй главы наряду с простыми числовыми встречаются также индексные
переменные. С литерными переменными, как простыми, так и индексными, читатель
знакомится в третьей главе. Программы четвертой главы нуждаются для своего
выполнения во внешних носителях информации – магнитных лентах, магнитных
дисках.
В конце каждого этюда помещено
два-три коротких комментария авторов к существенным особенностям только что
разобранной программы или задача, предлагаемая читателю для самостоятельного
решения.
Чтобы читатель легче
ориентировался в этих комментариях, каждый из них помечен значком,
соответствующим той или иной из перечисленных групп, как это показано в
приведенном перечне.
На последних
страницах книги читатель найдет список встречающихся в ней операторов Бейсика
(причем каждый дан в нескольких вариантах, употребляемых в различных версиях
языка), небольшой словарь программистских терминов и предметный указатель.
В заключение
несколько слов по поводу термина «этюд», стоящего в заголовке книги. На языке
музыкантов и шахматистов он означает небольшое интересное упражнение для
отработки того или иного элемента игры. Следуя такому толкованию, авторы
старались подобрать для иллюстрации каждого аспекта программирования задачу
позанимательнее и в то же время такую, чтобы для ее решения не требовалось ни
сложных логических построений, ни пространных математических выкладок. У
художников слово «этюд» понимается как зарисовка, выполненная с натуры и
представляющая собой часть будущей большой картины. Авторы надеются, что у
читателя, внимательно следившего за решением задач, сложится довольно ясная
картина работы на персональных компьютерах, а разбор программных этюдов
пригодится при написании больших программных полотен.