Искусство – это чувство меры

Компьютерный сонет

В.Очков

Газета «Известия» № 193, 9 октября 1999 г.

Удивительный случай случился со мной: я вдруг позабыл, что идет раньше – 7 или 8? Я отправился к соседям и спросил их, что они думают по этому поводу. Каково же было их и мое удивление, когда они вдруг обнаружили, что тоже не могут вспомнить порядок счета. 1, 2, 3, 4, 5 и 6 помнят, а дальше забыли.

Даниил Хармс «Сонет»

Чувство числа – особый дар не только программиста, но и художника. Тот же Даниил Хармс, подаривший нам эпиграф к первому сонету, говорил: «Мой телефон 32-08. Запомнить просто: тридцать два зуба и восемь пальцев». Поразительное описание эмоционального восприятия чисел дал Карел Чапек в рассказе «Поэт». Там автомобиль сбивает женщину. Пьяный поэт все это видит, бежит домой и под впечатлением происшедшего пишет стихи, заканчивающиеся такими строками:

Повержен в пыль

надломленный тюльпан

Умолкли страсть. Безмолвие…

Забвенье.

О шея лебедя!

О грудь!

О барабан и эти палочки –

трагедии знаменье!

Расследовавший это дело полицейский по этим свободным поэтическим ассоциациям угадал номер автомобиля – 235. Более того в другом месте стихотворения:

В дальний Сингапур

Вы уносились в гоночной

машине.

он увидел цвет автомобиля – коричневый: в Сингапуре живут малайцы.

Мы также можем, не прибегая к научным доказательствам, сказать, что вычислительная техника (цифровая, конечно, а не аналоговая) базируется не на числе два (бит) и не на числе 8 (байт), и даже не на числе 10 (десятеричная система исчисления), а на числах 3 и 7. Они лежат в основе нашего мироощущения.

Искусство – это чувство меры, которое применительно к числам выражается нехитрым правилом «Два – мало, а четыре – много». Если верить другому определению, то искусство – это способ (или потребность) преломления через душу художника окружающего мира. А он у нас, как известно, трехмерный.

Взглянем на далеко не полный список названий произведений искусства, иллюстрирующих затронутый в сонете эстетический принцип: «Трехгрошовая опера», «Любовь к трем апельсинам», «Трое в лодке не считая собаки», а также три карты, мушкетера, возраста Казановы, сестры, брата, царевича, девицы, товарища, толстяка, поросенка, танкиста, мудреца, желания, тополя на Плющихе – далее без остановок до тридцати трех богатырей за три девять земель в тридесятом царстве.

Хорошо, скажет читатель, автор убедил меня, что число три заложено в художественной стороне информатики. Но технологическая и научная стороны проблемы подчиняются другим законам. Не будем торопиться, а посмотрим далеко не полный список компьютерных троек:

·        Три символа в аббревиатуре или в сокращении названия компьютера: IBM, Mac, Sun, DEC, PDP, Vax и т.д.

·        Три главные составляющие персонального компьютера: системный блок, дисплей и клавиатура.

·        Три луча (красный, зеленый, синий) электронной трубки цветного дисплея.

·        Три способа перезапуска компьютера: аккорд из трех клавиш, Ctrl-Alt-Del нажатие кнопки RESET и отключение (POWER OFF), а затем включение (POWER ON) электропитания.

·        Три вида памяти компьютера: постоянное запоминающее устройство, оперативное запоминающее устройство и магнитная.

·        Три основных типа принтера: игольчатый, лазерный и струйный.

·        Три цвета чернил струйного принтера.

·        Три кнопки манипулятора «мышь».

·        Три группы клавиш клавиатуры: пишущей машинки, числовые и функциональные.

·        Три главных инструмента пользователя компьютера – текстовый процессор, табличный процессор и система управления базами данных.

·        Три классических алгоритмических конструкций: следование, повторение и выбор.

·        Три революции в технологии программирования: структурное программирование, объектно-ориентированное программирование и визуальное программирование…

Считается, что ЭВМ покоится на «двух китах» – на нуле и единице, союз которых называется битом. Но «два кита» – это не серьезная вещь не только в эстетическом, но и чисто в физическом плане. Человек это понял давно и стал закладывать тройку и в религию (Троица), и в искусство, и в науку еще с тех времен, когда он пытался в своей пещере смастерить столик. Две ножки не годились, а на четырех он был очень шаткий.

Не все так просто и с числом восемь, формирующим байт информации.

Два в степени восемь – это 256. С последним числом ассоциируются ASCI I – коды. Но ASCI I – таблица ни машиной, ни человеком не воспринимается в качестве единого целого, а разбивается на две половинки: верхнюю и нижнюю по 128 символов (два в степени семь) в каждой.

Семерка – это второе магическое число. Вспомним, за сколько дней, согласно Священной истории, был создан наш мир, покоящийся, как мы уже отметили, на трех китах. Посмотрим на календарь, послушаем музыкальную гамму. Можно привести еще один список, связанный с искусством и религией: «Семь смертных грехов», «Семь гномов», «Семеро смелых», «Семь нянек», «Спящая царевна и семь богатырей», «Семь чудес света», «Великолепная семерка», «Семь самураев»… Можно вспомнить пушкинского Германна из «Пиковой дамы», сошедшего с ума и бормотавшего: «Тройка, семерка, туз!»

Нелишним будет упомянуть и о причинах стабильности современного демократического общества, основанного на разделении трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной.

Кстати, десять библейских заповедей – это три запрета и семь пожеланий. Или наоборот, кто как для себя считает.

Продолжение темы

«ЧИСЛО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ. Чему равен штрихкод мироздания»

Дмитрий Трифонов – http://www.ng.ru/science/2002-04-24/15_bar_code.html