Организационно-методические требования
к разработке Учебно-Методического Комплекса как интегрированного образовательного
ресурса учебной дисциплины
Определение
·
Подсистема регистрации учащегося, которая
необходима в каждом УМК, поскольку
именно учебная дисциплина является основной образовательной единицей.
Предполагается, что многие учащиеся будут изучать одну или нескольких
дисциплин, например, с целью повышения квалификации или при поступлении в
другие учебные заведения. Поэтому в подсистеме регистрации должны быть отражены
не только личные данные учащегося и начальный уровень его подготовки, но и цели
обучения, которые он преследует.
·
Подсистема навигации учащегося, которая предназначена для ведения (навигации) обучаемого по структуре изучаемой учебной дисциплины. На
подсистему навигации возлагается несколько важных функций:
ü
Просмотр общей
структуры изучаемой дисциплины, ее разделов, тем и выбор конкретного объекта
изучения из общего перечня предоставляемых образовательных услуг;
ü
Рекомендация по
оптимальной последовательности действий в процессе самостоятельного обучения,
которая не исключает произвольной последовательности изучения по усмотрению
обучаемого;
ü
Произвольный
выбор средств изучения в рамках заданного объекта изучения (теоретическая
часть, подсистема моделирования, подсистема экспериментального исследования,
подсистема обработки данных и т.д.);
ü
Фиксация уже
изученного учебного материала с возможностью повторного изучения по желанию
обучаемого;
ü
Отображение
текущего положения обучаемого в структуре учебной дисциплины с возможностью
быстрого перехода на любой другой уровень.
·
Подсистема теоретического изучения дисциплины, которая должна быть выполнена (предпочтительно) в мультимедийном
виде с использованием всех эффективных возможностей современных компьютерных технологий
(цвет, объемная графика, звук, анимация, видеофрагменты и т.д.). Гипертекстовый
материал учебной дисциплины должен быть предельно кратким, лаконичным, причем
все используемые в тексте математические соотношения должны «работать», т.е.
учащемуся должна быть предоставлена возможность количественной и наглядной
графической оценки влияния на выходные показатели объекта изучения всех его
значимых параметров;
·
Подсистема моделирования, которая должна быть ориентирована
на интерактивный режим изучения установившихся и переходных процессов,
иметь простой и наглядный пользовательский интерфейс и не требовать от
учащегося специальных знаний по применению средств компьютерного моделирования.
Результаты моделирования должны представляться в наглядной форме с возможностью
их сохранения и углубленной обработки. Основное назначение подсистемы
моделирования состоит в анализе характеристик объекта при вариации его
параметров, в оценке чувствительности показателей объекта к изменению его
параметров, в выявлении эффективных алгоритмов управления объектом в
установившихся и переходных режимах.
·
Подсистема экспериментального исследования, которая должна включать реальную или виртуальную учебную
лабораторию, где учащийся в обязательном
порядке по своему индивидуальному заданию должен проделать следующие самостоятельные действия:
ü
собрать схему проведения
эксперимента,
ü
настроить параметры и режимы работы ее
узлов и блоков,
ü
выбрать алгоритмы взаимодействия
отдельных частей собранной экспериментальной установки,
ü
провести эксперимент в соответствии с заданием,
ü
обработать результаты
экспериментального исследования,
ü
сравнить эти результаты с
результатами моделирования,
ü
провести коррекцию математической модели по
результатам эксперимента,
ü обосновать полученные результаты.
·
Подсистема математической обработки
результатов
моделирования и эксперимента, которая должна содержать средства
комплексного математического анализа, включая:
ü
спектральный анализ,
ü
корреляционный анализ,
ü
регрессионный анализ,
ü
средства интерполяции и экстраполяции,
ü
средства аппроксимации и т.д.
·
Подсистема текущего контроля действий учащегося, которая предназначается для оперативного ведения электронного
журнала изучения данной дисциплины каждым учащимся. Данная подсистема должна
быть настроена на
конкретный объект изучения и включать несколько уровней, среди
которых:
ü
предварительное допусковое
тестирование,
реализуемое после изучения теоретического материала по каждому объекту;
ü
текущий контроль действий учащегося с указаниями об
их ошибочности и уменьшением итоговой оценки;
ü
итоговый контроль знаний по результатам
выполнения индивидуального задания;
ü
процедуру принятия решения о
зачете по
каждому зарегистрированному учащемуся.
·
Подсистема пользовательского интерфейса, которая должна быть организована таким образом, что при
изучении каждого конкретного объекта в рамках учебной дисциплины учащийся:
ü
получает доступ к теоретическому описанию объекта,
ü
сдает входной коллоквиум с возможным возвратом к обучению,
ü
получает индивидуальное задание на практическое закрепление теории с использованием
подсистемы моделирования, где ему предлагается, например, найти алгоритм
управления объектом или его экстремальные показатели при заданных ограничениях,
ü
экспериментально проверяет результаты моделирования,
ü
проводит коррекцию математической модели по результатам эксперимента,
если результаты моделирования и эксперимента имеют значимое расхождение,
ü
защищает результаты проведенного комплексного изучения.
Допустима либо сетевая форма, либо форма реализации на компакт-диске. Предпочтение следует отдавать сетевой технологии, однако трудно ожидать, что в ближайшее время все регионы страны получат высокоскоростные компьютерные сети, способные передавать большие объемы информации порядка нескольких Гбайт. Поэтому пока рекомендуется подготовка и тиражирование учебных дисциплин на компакт-дисках. По сети должен происходить обмен консультационной информацией в режиме электронной почты, а также обмен компактными блоками данных между распределенным лабораторным оборудованием и удаленными пользователями.
Таким образом, без вынужденных разрывов во времени, в темпе, определяемом самим учащимся, и на одном рабочем месте может быть реализован полный цикл самостоятельного изучения каждого объекта в рамках учебной дисциплины.