Инструментальные средства для создания Web-ИПСУН
Тихонов А.И.
Оглавление:
HyperMethod 3.5 и eLearning Office 3000
Этот документ оказался для меня весьма трудным, так как выбор инструментальных средств для разработки Web-ИПСУН весьма широк, а выбор их субъективен.
Дело в том, что инструментальные средства для создания Web-ИПСУН должны поддерживать создание электронных учебников, средств поддержки практических занятий, самоконтроль и контроль знаний, лабораторные практикумы, организацию учебного процесса. Это очень разные приложения, и я сразу должен отметить, что в настоящее время отсутствуют готовые системы, полностью отвечающие нашим нуждам.
Пожалуй, наиболее мощной из известных мне систем для создания Web-ИПСУН является Learning Space подразделения Lotus корпорации IBM. Разработанная на основе Lotus Notes, Learning Space унаследовал все преимущества и недостатки этой системы. В частности, большим преимуществом является то, что при эксплуатации ИПСУН не возникает вопросов с аутентификацией и разграничением доступа — все это делается средствами Notes. Великолепно организовано синхронное и асинхронное общение между всеми участниками учебного процесса, при этом процессом общения легко управлять. Следует отметить многоплатформенность Learning Space. Существенным, на мой взгляд, недостатком является присущая Notes высокая трудоемкость создания новых специализированных средств, например, виртуальных лабораторных работ.
Learning Space представляет собой надстройку над Lotus Notes, Web-сервером публикации контента Domino и поэтому является весьма «тяжелым» приложением, требующим весьма существенных ресурсов на стороне сервера.
Learning Space представляет собой распределенную среду поддержки процесса обучения, обеспечивающую:
· создание интерактивных курсов;
· публикацию этих курсов;
· администрирование учебного процесса;
· групповое общение слушателей;
· создание коллекций курсов, личных дел студентов и других документов;
· проведение учебного процесса в синхронном и асинхронном режиме, а также в режиме самообучения;
· организацию «виртуальных университетов», которые объединяют в одной структуре множество курсов, с возможностью разностороннего администрирования и управления.
Важным преимуществом продуктов Learning Space является то, что предлагается масштабируемая и готовая к установке система. Фактически, Lotus предлагает готовую программно-аппаратную платформу для развертывания приложений. Имеется большое число примеров реального внедрения решений на основе технологий Learning Space в образовательный процесс:
· ряд виртуальных университетов (например, Unext, США);
· учебные центры крупных корпораций (Intel, IBM);
· институт Дистанционного образования МЭСИ (Россия).
Опыт внедрения подобных систем позволяет сделать некоторые выводы. Основное внимание уделяется предоставлению слушателю интерактивных обучающих материалов, а также организация контакта преподавателя со слушателем. Имеется возможность групповой работы слушателей. Такой подход оправдан при изучении социально-экономических и гуманитарных дисциплин, но не в полной мере подходит для инженерно-технического образования, где важную роль в процессе обучения играют решение задач, выполнение экспериментов, работа с реальным лабораторным оборудованием. Как следствие, подавляющее большинство учебных курсов, развернутых с помощью Learning Space, относится к гуманитарным дисциплинам.
Примеры обучающих курсов Intel и IBM демонстрируют сложности изучения инженерных дисциплин в подобной среде. Курсы по процессорам Intel включают в себя информационные разделы и средства проверки знаний и не предусматривают работы с оборудованием.
Учебные курсы IBM построены по аналогичному принципу, но их изучение производится только в оборудованных фирменных классах компании, так как там осуществляется работа слушателей с реальным оборудованием и программным обеспечением.
Кроме того, необходимость передачи мультимедийной информации в глобальной компьютерной сети накладывает жесткие требования на сетевое оборудование. Соответствие таким требованиям пока не обеспечивается отечественной телекоммуникационной инфраструктурой. В результате, удобство работы с учебными курсами на практике оказывается недопустимо низкой. Время ожидания загрузки одной страницы может составлять минуты даже при использовании широкополосных линий связи.
На фоне зарубежных разработок интересным представляется опыт внедрения системы в ИДО МЭСИ. Там на основе продуктов Lotus построена система документооборота распределенного учебного заведения, осуществляющего учебный процесс в режиме дистанционного обучения. Реализованы рабочие места работников системы, система показала свою работоспособность. В то же время, эксплуатация системы выявила некоторые проблемы. Так, фактически, оказалась неэффективной работа с единой базой данных через Internet. Пришлось создавать реплики баз данных в каждом представительстве ИДО и синхронизировать эти реплики между собой[1]. Но, в целом, система оказалась достаточно эффективной.
Типовыми для систем, реализованных на основе Lotus, являлись следующие подсистемы:
· Система регистрации слушателей, обеспечивающая заполнение регистрационных документов с удаленного рабочего места на компьютере, подключенном к сети. Как правило, после внесения сведений в базу данных, слушатель получает по электронной почте уведомление о регистрации, в котором также сообщается пароль для входа в систему.
· Система управления учебным процессом предназначена для учета слушателей и их успеваемости в процессе дистанционного обучения, хранения информации обо всех участниках образовательного процесса и формирования всех документов, необходимых в процессе обучения. Автоматизируются заполнение и передача документов. Информация в этой подсистеме представляется в виде иерархических структур. Так, например, просматривая список слушателей, можно раскрыв элемент списка просмотреть все документы, связанные с данным слушателем: формуляр, результаты выполнения контрольных работ и так далее.
· Система создания и публикации учебных курсов. Основным назначением такой системы является автоматизация структурированных массивов учебных материалов различных видов (текста, графики, элементов мультимедиа) и их публикации. Обычно курс создается на основе шаблонов, которые преподаватели наполняют учебным материалом. Следует отметить, что создание новых шаблонов, особенно для поддержки практических весьма трудоемко.
В системе имеются средства организации графика изучения курсов.
Для реализации нестандартных элементов приходится писать специальное как серверное, так и клиентское программное обеспечение на Java. У меня небольшой опыт разработки на платформе Notes, но вывод такой, что разработка нестандартных приложений, особенно лабораторных работ, является весьма трудоемким занятием, требующим к тому же высокой квалификации.
Система контроля знаний предназначена для создания тестовых заданий на основе вопросов различных типов. Как правило, такая система дает возможность формировать тестовые задания, используя следующие типы вопросов:
· вопросы с однозначным ответом (Да - Нет);
· вопросы с выбором ответа из нескольких предлагаемых ответов;
· вопросы с возможностью ответа, излагаемого учащимся в свободной форме для дальнейшей его проверки преподавателем.
Система позволяет формировать задания, состоящие из нескольких случайно выбираемых вопросов по определенной схеме. Вопросы для заданий хранятся в базе данных вопросов. Ответы могут проверяться автоматически или преподавателем. На основании полученных ответов система может генерировать подробный отчет.
Учебные материалы предоставляются, в основном, в виде обычных Web-страниц, объединенных в определенные структуры. Хотя имеются возможности использования различных мультимедийных материалов, в настоящее время они используются мало из-за недостаточной пропускной способности сетей.
Резюме
Learning Space представляет прекрасные возможности по администрированию учебного процесса и публикации электронных учебников, средств проверки знаний. Создание нестандартных приложений, например, лабораторных работ, шаблоны которых отсутствуют в комплекте поставки, весьма проблематично в условиях МЭИ. Требуется проработка возможности сопряжения административной системы на основы Lotus Notes с другими образовательными системами.
Macromedia AuthorWare
Как и другие продукты фирмы Macromedia, AuthorWare — система для создание мультимедийных и Web-ИПСУН отличается лаконичностью, изяществом и позволяет создавать сложные ИПСУН, содержащие звуковое и видеосопровождение. ИПСУН могут публиковаться как на CD-ROM, так и в Web. В последнем случае необходимо установка встроенного модуля в браузер Internet Explorer или Netscape Navigator. В настоящий момент актуальной является версия 6.0, ожидается в ближайшее время появление версии 6.5. Последняя поддерживает форматы Flash MX и Windows Media Player. Authorware является весьма популярным инструментальным средством для создания ИПСУН, имеются форум пользователей, налажен обмен наработками, вышла книга на русском языке[2].
Authorware включает в себя очень развитый и удобный редактор курсов, позволяющий автору наглядно и просто управлять не только текстом и графикой, но и мультимедийными последовательностями (включая синхронизацию).
Публикация ИПСУН осуществляется либо в виде исполняемого файла (в этом случае обучаемый должен загрузить его по сети или получить на CD-ROM), в собственном специальном формате a6r, применяемом в основном при опытной эксплуатации и отладке курса и в виде пригодном для воспроизведения в окне браузера с помощью встраиваемого модуля-плеера.
В Authorware достаточно элегантно решен механизм процесса загрузки фрагментов курса через Internet, основанный на потоковой технологии. Ее суть состоит в том, что в процессе публикации курс разбивается на сегменты, схема сегментов сохраняется в отдельном файле, содержащем информацию о том, что и когда загружать. При работе обучаемого с курсом воспроизведение текущего сегмента выполняется параллельно с загрузкой следующего. Это позволяет существенно сократить время ожидания на стороне обучаемого.
Резюме
Authorware прекрасно приспособлен для создания
информационных разделов ИПСУН и разделов проверки знаний. Хотя в Authorware встроен язык сценариев, однако его возможности[3], не позволяют в полной мере обеспечить
создание поддержки практических и лабораторных занятий. Требует серьезной
проработки возможности лицензирования и использования AuthorWare в МЭИ.
HyperMethod 3.5 и eLearning Office 3000
Перейдем теперь к отечественным системам. HyperMethod 3.5 компании «Гиперметод» развивается уже больше 10 лет и первоначально позиционировался в качестве авторской системы гипертекстовых изданий. В настоящее время HyperMethod 3.5 представляет собой полнофункциональный инструмент для создания мультимедийных ИПСУН, энциклопедий и публикацию их в Internet.
Развитием HyperMethod являются продукты той же фирмы eLearning Office 3000 и eLearning Server.
В состав eLearning Office входят средства для быстрой компоновки ИПСУН, включая ePublisher, позволяющий быстро публиковать в электронном виде учебные пособия, eAuthor, служащий для создания мультимедийных ИПСУН, систем тестирования, полнотекстового поиска по материалу ИПСУН. Третий компонент системы eBoard служит для управления лекционными занятиями, семинарами через Internet.
В качестве информационной основы ИПСУН используются RTF- и PDF-документы. Сборка ИПСУН осуществляется на основе одного из 40 шаблонов, при этом ePublisher автоматически генерирует ИПСУН. На основе введенной информации автоматически формируется оглавление, список терминов и тесты.
Web-ИПСУН, создаваемый с помощью eAuthor, обычно содержит лекционный раздел, словарь терминов и раздел тестов.
Лекционный раздел может в свою очередь содержать текст, графику, элементы мультимедиа. Допускаются ссылки на внешние программы и документы.
Словарный раздел позволяет автоматически генерировать гипертекстовые связи между терминами, встречающимися в тексте лекционного раздела и их определениями.
Раздел тестов предназначен для интерактивной самопроверки учащимися своих знаний, помимо вопросов и предлагаемых вариантов ответов раздел может содержать элементы мультимедиа. После выполнения теста программа формирует сводку результатов тестирования.
Продукт eBoard позволяет осуществить трансляцию через Internet учебного материала с Web-камеры, видеомагнитофона или с экрана компьютера. Это позволяет проводить лекционные занятия в реальном масштабе времени[4].
eLearning Server предназначен для организации работы с ИПСУН на стороне сервера. Работая с ним, преподаватель может зарегистрировать свой ИПСУН, учащихся, проводить занятия, создавать тесты и задания, отслеживать успеваемость студентов.
eLearning Server предоставляет возможность проводить видеотрансляцию, удаленный тренинг, удаленную демонстрацию работы с приложениями, организовывать взаимодействие между обучаемыми и преподавателем с помощью чатов и конференций. eLearning Server поддерживает работу с расписаниями. Следует отметить, что eLearning Server с помощью XML обеспечивает переносимость учебных материалов между программами и приложениями. Стоимость с академическими скидками eLearning Office 3000 составляет $500, а eLearning Server — $1500.
Резюме
Данный продукт представляет собой прекрасной средство для публикации электронных учебников с автоматическим созданием оглавлений и предметных указателей, словарей. Несколько беднее со средствами проверки знаний. Система поддерживает достаточно жесткие средства создания систем проверки знаний, разработчики весьма уклончиво ответили относительно возможностей расширения и открытых интерфейсов с системой. Поддержки лабораторных работ в системе нет.
Рассмотрим еще один отечественный продукт начального уровня «Батисфера» для создания в частности и Web-ИПСУН, разработанный ООО «Информпроект». «Батисфера» позволяет конструировать мультимедийные приложения, средства тестирования, дает ограниченные возможности создания поддержки практических, лабораторных занятий имитационного моделирования производственных, экологических и информационных систем. Кроме этого «Батисфера» позволяет создавать мультимедийные рекламные презентации и ролики.
«Батисфера» состоит из двух блоков: первый блок Designer позволяет создавать, модернизировать, передавать по сетям мультимедийные проекты[5]. Designer состоит из независимых модулей:
· Конструктор страниц, позволяющий формировать электронные страницы, включающие кроме текста и графики мультимедийные элементы.
· Конструктор алгоритмов содержит набор инструментов, позволяющих в рамке рабочего стола «Батисферы» создать блок-схему алгоритма, включая условные переходы и циклы.
· Конструктор тестов позволяет создавать тесты различного уровня сложности для проверки уровня знаний обучаемых с возможность регламентации времени выполнения тестов, установлением порядка допуска к последующим заданиям, выбором вида оценки. Предусмотрена возможность занесения результатов тестирования в протокол с последующей печатью или отправкой по электронной почте[6].
· Конструктор проектов позволяет собрать в единую структуру отдельные информационные единицы, созданные другими конструкторами, оформить ее в виде системы вложенных меню или древовидной структуры, закрепив за каждым пунктом меню одно или несколько действий (исполняемых файлов).
Вторым блоком «Батисферы» является блок отображения, который используется учащимися для работы с проектами.
К достоинствам системы относится то, что она позволяет достаточно легко интегрировать в проект учебные материалы, выполненных в других программных средах, например, EXCEL, WORD, MATHCAD, AUTOCAD. К сожалению, «Батисфера» требует полной загрузки проектов на компьютеры пользователей и не может работать как Web-приложение. Стоимость комплекта Батисферы для некоммерческих ВУЗов составляет $600.
Резюме
Система позиционируется разработчиками в основном для школьного образования. Может функционировать только в локальном варианте, я, к сожалению, понял это не сразу. У меня нет ответов на вопросы, возможно ли создание электронных учебников большого объема. МЭИ располагает гораздо более функциональной инструментальной системой Дельфин.
Пожалуй, наиболее мощной и законченной отечественной системой, специально предназначенной для создания и работы с Web-ИПСУН для дистанционного образования является «Прометей» (www.prometeus.ru). В настоящее время актуальной является четвертая версия системы. В отличие от других рассмотренных выше отечественных систем в «Прометей» встроены весьма развитые административные функции, которые позволяют не только подготавливать ИПСУН, но и организовывать учебный процесс в сравнительно небольших коллективах, например, на уровне кафедры. В последней версии в состав в системы введена возможность поддержки учебных планов обучаемых, гибкая система учета платежей, осуществление административных функций через Web-интерфейс, возможность объединения нескольких курсов.
«Прометей» реализован в виде ASP-приложения, его серверная часть работает на платформе Windows NT/2000. В качестве клиентского программного обеспечения используется браузер Internet Explorer. Для хранения данных учебного процесса используется MS SQL Server.
Система «Прометей» позволяет осуществлять следующие функции:
· создать и поддерживать Web-узел системы дистанционного обучения;
· администрировать созданный узел;
· управлять регистрацией и доступом пользователей;
· организовывать группы студентов;
· осуществлять распределение нагрузки преподавателей;
· обеспечивать обмен информацией между участниками системы, в том числе через электронную почту;
· организовывать электронные конференции и чаты;
· проводить сетевое дистанционное тестирование;
· разрабатывать новые учебные курсы;
· разрабатывать новые тестовые задания.
Пользователи системы делятся по ролям: администратор, организатор, тьютор и студент. Эти пользователи различаются как по предоставленным им правам, так и по выполняемым функциям.
Администратор:
· регистрирует персонал и слушателей виртуального учебного заведения в домене Windows NT;
· устанавливает и обновляет материалы курсов на сервере;
· редактирует списки тьюторов (БД «Тьюторы»);
· редактирует списки организаторов (БД «Организаторы»);
· управляет каталогом, используемым для загрузки выгрузки учебных материалов.
Организатор — представитель учебного заведения, который решает организационные вопросы, связанные с обучением. В его обязанности входит:
· формирование групп;
· ввод в базу данных информации о студентах;
· контроль рассылки учебных материалов и т.д.
Тьютор:
· работает с материалами курса;
· проводит консультации студентов;
· выдает слушателям допуски к тестам;
· выставляет оценки студентам по результатам тестов;
· формирует различные отчеты.
Студент:
· изучает оперативно и автономно доступные учебные материалы;
· просматривает зачетную книжку;
· сдает тесты и проводит анализ ошибок;
· сдает письменные работы (файлы) тьютору на проверку;
· пользуется набором вспомогательных сервисов.
В систему встроены разнообразные средства общения, включая доски объявлений, обмен файлами, групповая рассылка электронной почты, форумы, чат, книга отзывов, возможность общения в группах.
«Прометей» имеет модульную архитектуру, легко расширяется, модернизируется и масштабируется. В ее состав входит следующий набор модулей.
· Подсистема регистрации позволяет просматривать подробную информацию по предлагаемым курсам и программам обучения, формировать заказ и отправлять его на обработку.
· Подсистема заказов позволяет просматривать информацию о заказах, зачислять слушателей в группы.
· Подсистема платежей позволяет регистрировать и обрабатывать поступающие платежные документы.
· Подсистема управления группами позволяет выполнять административные операции на уровне групп, что существенно облегчает управление учебным процессом, в который вовлечены большие потоки слушателей.
· Подсистема библиотеки позволяет хранить учебные пособия в любом файловом формате, закреплять их за определенными курсами, производить полнотекстовый поиск, собирать статистику обращений слушателей.
· Подсистема календарного плана позволяет создавать план-график изучения курса, включая сроки проведения мероприятий, тип, возможность оценки и другие параметры.
· Подсистема тестирования реализует проверку знаний обучаемых, предусматривает режим работы над ошибками.
· Подсистема обмена информацией обеспечивает общение между участниками учебного процесса.
· Подсистема администрирования автоматизирует создание и сопровождение объектов системы дистанционного обучения «Прометей».
· Мультимедиа-сервер позволяет передавать по сети потоковое видео/аудио в «прямой» трансляции или по запросу. Подсистема отчетов накапливает статистику по учебному процессу и отображает ее в виде специализированных отчетов.
· Дизайнер тестов позволяет создавать и редактировать тесты.
· Подсистема контроля позволяет тьютору отслеживать обращения слушателей к учебным материалам.
Программа «Дизайнер курсов» предназначена для создания для оперативного создания мультимедийных курсов в виде набора связанных между собой HTML-страниц и представляет собой развитый специализированный HTML-редактор.
Автор создает структуру курса, а затем заполняет ее содержимым (текстом, иллюстрациями, мультимедийными файлами, гиперссылками и т.д.). По завершении работы курс переводится в HTML-формат, причем все рутинные операции (построение оглавлений, взаимные ссылки между разделами и т.д.) выполняются автоматически.
«Дизайнер курсов» может использоваться как в рамках системы дистанционного обучения «Прометей», так и самостоятельно, например, для создания мультимедийных компакт-дисков. Программа проста в освоении и может с успехом использоваться начинающими пользователями.
«Прометей» создавался как Web-система для создания дистанционных курсов. К сожалению, в «Прометее» в настоящий момент отсутствует средства поддержки практических и лабораторных занятий. Следует также отметить высокую стоимость системы.
Резюме
На мой взгляд, из рассмотренных систем Прометей наиболее к тому, что нам нужно. Средства создания электронных учебников и проверки знаний можно использовать непосредственно.
Средств поддержки практических занятий и лабораторных работ в системе нет, но их нет и в других системах. На мой взгляд, такую поддержку придется реализовывать индивидуально по каждой дисциплине отдельно.
При вопросе о приобретении системы (а это около $5000) необходимо проработать следующие вопросы:
v Нам не хватит одного сервера (еще хотя бы один нужно держать в резерве для обеспечения непрерывности учебного процесса, хотелось бы также иметь серверы для разработчиков, на которых можно проводить эксперименты).
v С разработчиками необходимо проработать следующий вопрос. У нас будет достаточно много нестандартных элементов — тех же лабораторных работ. Допускается ли их подключение к системе?
v В виде административной системы, видимо, будет использоваться Lotus Notes. Как осуществить их сопряжение?
v Административная система Прометея разработана под коммерческие курсы обучения. Имеются ли открытые интерфейсы и можно ли будет доработать систему под наши нужды? Сколько это будет стоить? Можем ли мы это сделать сами?
Безопасность Web-ИПСУН
К сожалению, события последних двух лет, включая, вирусные атаки на Web-сервера, а также попытки проникновения серьезно относиться к проблеме безопасности Web-ИПСУН. Например, вирусная атака, подобная Nimda, может на несколько дней, а при недостаточной квалификации системных администраторов, на несколько недель остановить учебный процесс.
Следует также отметить, что виртуальный университет становится весьма привлекательной мишенью для различного рода злоумышленников.
Вынужден констатировать, что при интенсивном использовании Web-приложений и электронной почты необходимым условием стабильности учебного процесса является интенсивная работа грамотного системных администраторов, в обязанности которого входит следующее:
· установка и сопровождение обновлений средств безопасности;
· сопровождение антивирусных средств системы;
· сопровождение Web-серверов, серверов электронной почты, серверов служб мгновенных сообщений;
· сопровождение межсетевых экранов;
· противодействие несанкционированной деятельности как со стороны сотрудников, обучаемых, так и внешних атак[7].
Для Web-ИПСУН особую опасность представляют следующие виды атак:
· массовое вирусное заражение системы; в настоящее время основным переносчиком вирусов и троянов является электронная почта, поэтому наличие анитивирусных мониторов серверов электронной почты является настоятельной необходимостью;
· атаки вида «отказ от обслуживания», которые могут полностью и надолго время вывести из строя информационную систему образовательного учреждения; хотя попытки использования SMTP-серверов образовательного учреждения для рассылки спама относится к другому виду атак, тем не менее, результат является еще более плачевными и могут привести к тому, что образовательное учреждение потеряет возможность общаться с обучаемыми по электронной почте[8];
· несанкционированное проникновение в систему образовательного учреждения с целью удаления и изменения некоторых ресурсов.
Перечисленные проблемы являются заботой и головной болью системных администраторов, хотя и требуют элементарной сознательности, дисциплины и аккуратности от персонала образовательного учреждения.
Далее я хочу сказать несколько слов о проблеме, которая требует правового и организационного решения в рамках Министерства. Дело в том, что Internet и Web в частности представляют собой открытую систему, например, пароли доступа по умолчанию передаются через Web в открытом виде, а при работе с Web-ИПСУН имеются моменты, например, при удаленном проведении проверки знаний, когда обе стороны (обучаемый и образовательное учреждение) должны быть уверены в идентичности друг друга. Технически эта проблема решается довольно просто. На Web-серверах образовательного учреждения и рабочих местах обучаемых устанавливаются сертификаты Х509[9]. Такие сертификаты содержат в себе открытые ключи для асимметричного шифрования, а также дополнительную информацию о владельце сертификата, поддерживаются практически всеми широко используемыми Web-серверами и браузерами. Сертификаты хранятся на специальных серверах, образуя инфраструктуру открытых ключей. Выпуск, отзыв сертификатов осуществляют так называемые удостоверяющие центры. Цифровые сертификаты позволяют осуществлять двухстороннюю аутентификацию, шифрование Web-трафика, электронной почты, подписывать с помощью цифровой подписи все данные, где необходимо удостоверение отправителя и получателя, а также предотвращение отказа от обязательств.
Так вот основной проблемой при использовании цифровых сертификатов являются правовые и организационные. Насколько мне известно, Министерство образование удостоверяющего центра для выпуска цифровых сертификатов не имеет. Оптимальным организационным решением для обеспечения дистанционного обучения в рамках Министерства было бы организация головного удостоверяющего центра и дочерних удостоверяющих центров при ведущих ВУЗах, осуществляющих обучение с помощью Web-ИПСУН.
Я не утверждаю, что немедленное получение цифровых сертификатов является настоятельной необходимостью для Web-ИПСУН в настоящее время, но, во-первых, отсутствие элементарных средств защиты информации в Web-ИПСУН порождает нерешаемые правовые и организационные проблемы в будущем, а, во-вторых, уже в настоящее время требуется предусматривать возможность работы Web-ИПСУН в безопасной среде с протоколами SSL и цифровыми сертификатами.
[1] В Lotus Notes имеется встроенные средства для репликации и синхронизации баз данных. Следует отметить, что базы данных Notes коренным образом отличаются от привычных нам реляционных баз данных, позволяют хранить неструктурированную информацию, но не имеют столь развитых средств для манипуляции данными.
[2] А.К. Гультяев Macromedia Authorware 6.0. Разработка мультимедийных курсов, Санкт-Петербург, изд-во Корна принт. 2002 г., 400с.
[3] Например, в версии 6.0 отсутствуют средства создания пользовательских процедур и функций.
[4] Я с большим скепсисом отношусь к переносу в дистанционное обучение синхронных видов занятий, в частности лекций. Во время проведения таких занятий теряется обратная связь между аудиторией и лектором. Не проще ли и качественнее записать лекцию на видеокассету и CD-ROM и переслать их по обычной почте или загрузить их по FTP, во всяком случае, обучаемый сможет прослушать лекцию в удобное время. К сожалению, мне неизвестны удачные технологии организации взаимодействия «многие к одному» для организации обратной связи между аудиторией и лектором через Internet.
[5] Система не поддерживает в настоящем виде работы сеть. Программные и информационные модули системы необходимо сначала загрузить по сети, установить, а затем локально использовать.
[6] Непонятно, как предотвратить возможность «редактирования» протоколов перед отправкой по электронной почте..
[7] Просто поразительно, насколько желание сделать что-либо несанкционированное присуще российскому менталитету. Приходя в дисплейный класс обучаемый начинает работу не с выполнения задания, а с попытки снести систему или, по крайней мере, установить сниффер. Я неоднократно наблюдал за попытками студентов реализовать на практике знания, полученные из обстоятельного руководства «Секреты хакеров (Hacking Exposed)» или менее основательного журнала «Хакер». Поэтому представляется нецелесообразным использование в дисплейных классах операционных систем Windows 9x, в которых отсутствуют минимальные средства, ограничивающие доступ пользователя к ресурсам системы. Со стороны преподавателей основным является нежелание регулярно изменять пароли доступа к ресурсам системы и хранить их в местах, недоступных для студентов.
[8] Видимо, радикальным средством является запрет использования SMPT-серверов извне образовательного учреждения.
[9] В настоящее время в России серверные сертификаты выпускаются РБС. Стоимость цифрового серверного сертификата на год составляет $300. К сожалению, эта организация не выпускает клиентские сертификаты, видимо, из-за низкой их стоимости (менее $10 в год).