1. Не
ясна возможность использования сетевых интерактивных аналогов типовых
энергетических характеристик (ТЭХ) основного теплосилового оборудования при
переводе анализа работы оборудования на уровень экспертной системы с открытым
удаленным доступом. Проводились ли для этого какие
либо эксперименты?
Типовые
энергетические характеристики (ТЭХ) теплосилового оборудования при переводе их
из традиционного «бумажного» вида в авторскую электронную форму с удаленным
доступом выдают информацию в виде чисел, которые несложно вложить в программистские
конструкции выбора для дальнейшего перевода в текстовую форму. При этом можно
дополнительно подключить некоторые положения и законы теории нечетких множеств
и нечеткой логики.
2. Как влияет на ремонт (особенно на его
безопасность) новая информационная технология видеопредставления
технологических ремонтных операций. Получит ли слесарь-ремонтник, при этом,
следящую и контролирующую правильность его действий систему поддержки?
На качество ремонтных работ влияют многие факторы. Один пример. Автор в 1995 году вывозил студентов на практику в Германию на АЭС Филипсбург. Там было нам рассказано, что данная станция за 25 лет два раза полностью отключалась вне плана по двум причинам. Первая из них – это перегрев изолятора ЛЭП, что и вызывало останов станции. Второй раз АЭС останавливалась по более банальной (курьезной) причине. В одном из помещений АЭС стала повышаться влажность воздуха, что явилось признаком утечки в одном из трубопроводов. Радиометрический анализ показал, что протечка была в месте ввода термопары в трубопровод. При разборке этого соединения выяснилось, что между соответствующими фланцами не была установлена нужная прокладка. Когда подняли документы, выяснили, кто именно из монтажников проводил данную работу, и спросили у него, почему он не поставил прокладку, то он ответил, спросив в свою очередь: «А разве там нужно было ее ставить?!» Этот пример показывает, что даже в стране с высочайшей технической культурой возможны ошибки, связанные с недостатком информации, ее труднодоступностью при монтажных, сервисных или ремонтных работах, в том числе и теплосилового оборудования. В настоящее время некачественный ремонт вызван не только и не столько причинами, связанными с недобросовестностью ремонтного персонала, с отсутствием необходимой оснастки, а с плохой информационной поддержкой. Давайте немного помечтаем. Я, например, вижу, как ремонтная бригада, проводя обслуживание теплосилового оборудования, не листает неудобные бумажные тетради, а обращается к промышленному ноутбуку, хранящему соответствующие технологические операции и выдающему информацию мультимедийными средствами: чертежи, фотографии, видеоклипы, описания и т.д. Ноутбук имеет постоянную проводную или беспроводную связь с диспетчером энергоремонтного предприятия…
3. Повышает ли новая информационная технология ресурс
энергооборудования.
Этот вопрос в отзыве можно было бы считать риторическим, если бы автор не
помнил один случай на конкурсе профмастерства оперативного персонала ТЭС. Один
из конкурсантов (машинист энергоблока) «играя» с тренажером блока как с некой
компьютерной игрой, нашел более «оптимальный» путь ведения одной
технологической операции, поделился этими «знаниями» с инструктором, добавив,
что попробует реализовать их на реальном оборудовании. Инструктор же, прекрасно
понимая, что математические модели, реализованные на тренажере, далеко не всегда
адекватны моделируемому оборудованию, убедительно посоветовал придерживаться
старой утвержденной инструкции, а не новым информационным технологиям.