Ответ на замечания в отзыве Новосибирского филиала «Петербургского энергетического института повышения квалификации»

1. Не ясна возможность использования сетевых интерактивных аналогов типовых энергетических характеристик (ТЭХ) основного теплосилового оборудования при переводе анализа работы оборудования на уровень экспертной системы с открытым удаленным доступом. Проводились ли для этого какие либо эксперименты?

Типовые энергетические характеристики (ТЭХ) теплосилового оборудования при переводе их из традиционного «бумажного» вида в авторскую электронную форму с удаленным доступом выдают информацию в виде чисел, которые несложно вложить в программистские конструкции выбора для дальнейшего перевода в текстовую форму. При этом можно дополнительно подключить некоторые положения и законы теории нечетких множеств и нечеткой логики.

2. Как влияет на ремонт (особенно на его безопасность) новая информационная технология видеопредставления технологических ремонтных операций. Получит ли слесарь-ремонтник, при этом, следящую и контролирующую правильность его действий систему поддержки?

На качество ремонтных работ влияют многие факторы. Один пример. Автор в 1995 году вывозил студентов на практику в Германию на АЭС Филипсбург. Там было нам рассказано, что данная станция за 25 лет два раза полностью отключалась вне плана по двум причинам. Первая из них – это перегрев изолятора ЛЭП, что и вызывало останов станции. Второй раз АЭС останавливалась по более банальной (курьезной) причине. В одном из помещений АЭС стала повышаться влажность воздуха, что явилось признаком утечки в одном из трубопроводов. Радиометрический анализ показал, что протечка была в месте ввода термопары в трубопровод. При разборке этого соединения выяснилось, что между соответствующими фланцами не была установлена нужная прокладка. Когда подняли документы, выяснили, кто именно из монтажников проводил данную работу, и спросили у него, почему он не поставил прокладку, то он ответил, спросив в свою очередь: «А разве там нужно было ее ставить?!» Этот пример показывает, что даже в стране с высочайшей технической культурой возможны ошибки, связанные с недостатком информации, ее труднодоступностью при монтажных, сервисных или ремонтных работах, в том числе и теплосилового оборудования. В настоящее время некачественный ремонт вызван не только и не столько причинами, связанными с недобросовестностью ремонтного персонала, с отсутствием необходимой оснастки, а с плохой информационной поддержкой. Давайте немного помечтаем. Я, например, вижу, как ремонтная бригада, проводя обслуживание теплосилового оборудования, не листает неудобные бумажные тетради, а обращается к промышленному ноутбуку, хранящему соответствующие технологические операции и выдающему информацию мультимедийными средствами: чертежи, фотографии, видеоклипы, описания и т.д. Ноутбук имеет постоянную проводную или беспроводную связь с диспетчером энергоремонтного предприятия…

3. Повышает ли новая информационная технология ресурс энергооборудования.

Этот вопрос в отзыве можно было бы считать риторическим, если бы автор не помнил один случай на конкурсе профмастерства оперативного персонала ТЭС. Один из конкурсантов (машинист энергоблока) «играя» с тренажером блока как с некой компьютерной игрой, нашел более «оптимальный» путь ведения одной технологической операции, поделился этими «знаниями» с инструктором, добавив, что попробует реализовать их на реальном оборудовании. Инструктор же, прекрасно понимая, что математические модели, реализованные на тренажере, далеко не всегда адекватны моделируемому оборудованию, убедительно посоветовал придерживаться старой утвержденной инструкции, а не новым информационным технологиям.