Турбина Т-100/120-12,8-5. Ротор среднего давления

Описание и
полный чертеж

Трехмерная модель

Роторы турбины Т-100-130 гибкие. Расчетные критические частоты  вращений  валопроводов  приведены в табл.1. Каждый ротор шейками (фото 1) опирается на два подшипника.

Таблица 1
тип турбины Критическая частота вращения валопровода (расчетная), об/мин
Тон поперечных колебаний.
I II III IV V
Т-100-130 1615 2125 2270 2530 4810

 

Для контроля качества поковок роторы этих турбин имеют внутреннее сверление (фото 2) диаметром 100 мм. К переднему торцу ротора жестко крепится вал главного масляного насоса с автоматом безопасности. Рядом на ротор с натягом 0,1—0,15 мм насаживается упорный диск. В осевом направлении упорный диск со стороны генератора, фиксируется уступом на роторе, с  другой стороны — стопорным кольцом из двух половин. Обе половинки закладываются в проточку на роторе и обхватываются стяжным кольцом с натягом 0,3—0,45 мм. Для надежного удерживания диска от поворота он имеет шпонку. В паз на роторе (фото 3) шпонка вставляется с зазором 0,03—0,05 мм, зазор между шпонкой и стенками паза в упорном диске должен быть 0,2—0,4 мм, зазор по дну паза — 0,25—0,65 мм.

Диски рабочих ступеней насаживаются на ротор в горячем состоянии со стороны, обращенной к генератору, с натягами, указанными в табл. 2.

 

Таблица 2
Тип турбины Номер ступени
18 19 20 21 22 23 24 25
Т-100-130 0,48-0,56 0,54-0,68 0,5-0,58 0,55-0,63 0,48-0,56 0,55-0,63 0,57-0,65 0,61-0,69

 

При насадке диски доводятся до упора в уступы на роторе или упорные кольца. Эти кольца также фиксируют диски (как правило, по два) от перемещения в осевом направлении в сторону генератора. Они, как и стопорное кольцо упорного диска, выполняются из двух половин и закладываются в пазы на роторе. По наружному диаметру кольца охватываются расточками дисков или уплотнительных втулок. Все диски имеют продольные шпонки; посадка шпонок аналогична приведенной выше для шпонки упорного диска. Шпонки большего поперечного сечения имеют суммарный боковой зазор в пазу диска 0,25—0,45 мм и верхний зазор 0,3—0,7 мм.

Роторы высокого давления турбин  100 МВт выполняются цельноковаными. У турбин первых выпусков упорный диск и полумуфта были насадными, однако в дальнейшем они стали отковываться заодно с валом. Упорный диск расположен на роторах этой группы турбин со стороны генератора около полумуфты. К переднему торцу роторов жестко крепится вал насоса с автоматом безопасности. Внутреннее сверление имеет диаметр 90 мм.

У турбины Т-100-130 ротор среднего давления имеет восемь дисков, откованных заодно с валом, и шесть насадных дисков. Ротор низкого давления — четыре насадных диска.

Насадные диски имеют либо продольную, либо радиальную шпонку. Радиальные шпонки, пазы которых меньше влияют на прочность диска, устанавливаются на всех четырех дисках ротора низкого давления турбины Т-100-130.

Эти шпонки в случае ослабления насадки диска передают вращающий момент от диска на расположенную рядом втулку. В свою очередь втулки соединяются с ротором обычными продольными шпонками.

У двух- и трехцилиндровых турбин роторы ВД соединяются с последующим ротором жесткой муфтой. Между роторами СД и НД турбины Т-100-130, так же как и между роторами турбин и генераторов, устанавливается полугибкая муфта.

Осевое усилие, возникающее на роторах этих турбин, сведено к минимуму уравновешиванием каждого ротора в отдельности. Снижению осевого усилия на  роторе СД турбины Т-100-130 способствует наличие у них разгрузочного поршня, образованного за счет разности диаметров концевых и промежуточных уплотнений.

Небольшой разгрузочный поршень имеется также на роторах ВД этих турбин. Ротор НД турбины Т-100-130 уравновешен благодаря симметричному двойному потоку пара. Малое суммарное осевое усилие жестко соединенных роторов позволило установить в турбинах  100 МВт, имеющих несколько цилиндров, один упорный подшипник.

Каждый ротор проходит динамическую балансировку, максимально допустимый небаланс на диаметрах балансировочных пазов в двух крайних дисках указан в табл.3.

 

Таблица 3
Тип турбины Допустимый небаланс
I ротор II ротор III ротор
P Г Р Г Р Г
Т-100-130 30 18 48 55 60 60