Российское акционерное общество

энергетики и электрификации

«ЕЭС России»

Департамент генеральной

инспекции по эксплуатации

и финансового аудита

103074, г. Москва, Китайский пр.7

тел. 220 51 40 факс 220 48 23

 

07.04.99

Руководителям представительств,

АО-энерго, АО-электростанций,

РП «Энерготехнадзор»

РАО «ЕЭС России»

 

«О комплексе программных средств для подготовки персонала

химических цехов электростанций»

 

 

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО ИП-07-027-99 (ТП)

 

Поддержание качественного водно-химического режима является одним из основных путей снижения повреждаемости основного теплоэнергетического оборудования тепловых электростанций и во многом зависит от уровня квалификации персонала химических цехов, поэтому необходимо больше внимания уделять текущей подготовке персонала — поддержанию, восстановлению и коррекции навыков и умений, приобретенных в процессе начального обучения и работы.

Однако в настоящее время текущей подготовке персонала уделяется недостаточное внимание, его обучение проводится нерегулярно и некачественно, не используются современные обучающие системы и программы, ограниченно используется передовой опыт отдельных предприятий.

Так например, до сих пор не находит широкого применения комплекс программных средств для подготовки и переподготовки персонала химических цехов электростанций «Энциклопедия химического цеха», разработанный на кафедре «Технология воды и топлива» Московского энергетического института. В настоящее время комплекс успешно функционирует на ряде электростанция различных регионов России, в том числе на Конаковской ГРЭС, Новгородской ТЭЦ, Ижевской ТЭЦ, Костромской ГРЭС и др.

Комплекс  состоит из трех частей:

1. Автоматизированные мультимедийные обучающие курсы (АМОК) представляют из себя электронные учебники и справочники, включающие в себя не только традиционные тексты и рисунки, но и анимации (мультипликации), видеофильмы, звуковое сопровождение, поясняющее основные процессы и технологии химических цехов электростанций. АМОК дополнены автоматизированной подсказкой по специальным терминам и аббревиатурам, использующимся в водно-химической технологии. Тексты связаны гиперссылками, позволяющими при изучении одного раздела легко переходить в другой, а из него возвращаться к основной тематике. АМОК разработаны по всему объему знаний персонала химцехов.

Уроки имеют гипертекстовые ссылки на смежные разделы и дополнены цветными рисунками, графиками, анимацией и звуковым сопровождением. Уроки оборудованы сквозным словарем теплотехнических и водно-химических терминов с их расшифровкой (система подсказок). Разделы урока заканчиваются контрольными вопросами для самопроверки. Имеются блоки отдельных вопросов, для, например, проведения конкурсов профмастерства.

2. Программы проверки знаний персонала химцеха — более тысячи вопросов, реализованных в отдельных программах входного и выходного контроля знаний персонала химцеха и в виде контрольных вопросов в конце каждого раздела АМОК (см. выше). Опрос построен не только по традиционной схеме (вопрос и несколько вариантов ответов, один из которых верный), но и по новой технологии активных вопросов — обучаемому предлагается, например,  правильно собрать схему той или иной технологической установи;

3. Тренажеры персонала химцеха (водный режим, ВПУ, очистные сооружения и др.).

Тренажеры имитируют основные этапы работы осветлителя, механических и ионообменных фильтров: отмывка после резерва, фильтрование, взрыхление, разделение смол (ФСД), пропуск растворов поваренной соли, кислоты и щелочи, отмывка после регенерации, вывод фильтра в резерв или в работу и т.д. с отображением состояния на цветных мнемосхемах компьютеров. Обучаемый с помощью манипулятора «мышь» или клавиатуры, открывая или закрывая клапаны, отбирая пробы воды, отслеживая показания приборов и т.д., управляет работой химводоочистки. Все ошибки (неправильная сборка схемы, нарушение режимной карты, перерасход реагентов, а также воды собственных нужд и др.) фиксируются с последующей распечаткой, что позволяет инструктору судить о подготовленности обучаемого к самостоятельной работе на реальном оборудовании химцеха станции.

Программы противоаварийной тренировки позволяют при ликвидации аварийных ситуаций моделировать совместную работу начальников смен котлотурбинного цеха, электроцеха, цеха ТАИ и начальника смены станции.

Кроме того, комплекс может поставляться с  инструментальными средствами, предназначенными для самостоятельной разработки обучающих курсов и тренажеров.

Комплекс рекомендован Министерством топлива и энергетики РФ для использования при подготовке аппаратчиков химводоочистки электростанций (см. Учебные планы и программы для подготовки и повышения квалификации рабочих на производстве. Наименование специальности: аппаратчик химводоочистки электростанции. Квалификация: I-IV гр. Код профессии 11079. – М. 1997 г.).

Комплекс использовался при проведении конкурсов профессионального мастерства работников химических цехов ТЭС (аппаратчики, начальники смен) в Центрэнерго, Южэнерго, Уралэнеро. Программа противоаварийной тренировки начальников смен химцехов, входящая в «Энциклопедию…» используется в первом конкурсе профмастерства персонала ТЭЦ с поперечными связями (апрель 1999 г.).

Департамент генеральной инспекции по эксплуатации и финансового аудита, учитывая положительные отзывы, рекомендует использовать комплекс в подготовке персонала химических цехов во всех формах обучения (специальной подготовке, повышении квалификации, подготовке новых рабочих и специалистов).

 

По вопросам поставки готового комплекса и доработки его к конкретным условиям заказчика обращаться к Очкову Валерию Федоровичу (http://twt.mpei.ac.ru/ochkov):

ü       Адрес: 111250, Россия, Москва, Красноказарменная 14, МЭИ, каф. ТВТ

ü       Телефон/факс: (095) 362-71-71

ü       Е-mail: ochkov@twt.mpei.ac.ru

ü       www-сайт: http://twt.mpei.ac.ru

 

Начальник                                                                            В.К. Паули

 

 

 

 

Сергеев А.Н. 220 48 21

Очков В.Ф. 362 71 71

 

Рассылается по структурам: 4.1-4.3, 5.1, 5.2, 8 – по 1 экз. Департаменту ГИЭиФА – 10 экз.