Учебных занятий по дисциплине «Информационные технологии»
Кафедра ТЭС, институт ТАЭ, курс 1, семестр
1 2016/2017 учебного года
Лекции по пятницам, 11:10-12:45, ауд. Н-201 Фото студентов 2 сентября 2016 г.: слева центр справа
Расписание лабораторных занятий:
Группа |
День |
Часы Пояснение: 1/2 - первая
половина группы, 2/2 - вторая половина группы. |
Аудитория |
Преподаватель |
E-mail |
понедельник |
13:45-15:20 (1/2 гр. I н, 2/2 гр. II н) |
Б-216 |
Очков Валерий Федорович |
ochkov@twt.mpei.ac.ru | |
|
вторник |
9:20-10:55 (2/2 гр. I н, 1/2 гр. II
н) |
Б-216 |
-'- |
|
|
среда |
15:35-17:10 (1/2
гр. I н, 2/2 гр. II н) |
Б-216 |
-'- |
|
понедельник |
15:35-17:10 (1/2 гр. I н, 2/2 гр. II н) |
Б-216 |
Очков Валерий Федорович и Знаменский Всеволод Евгеньевич |
ochkov@twt.mpei.ac.ru | |
|
четверг |
9:20-10:55 (2/2 гр.
I н, 1/2 гр. II н) |
Б-216 |
-'- |
|
|
пятница |
15:35-17:10 (1/2
гр. I н, 2/2 гр. II н) |
Б-216 |
-'- |
|
понедельник |
9:20-10:55 (1/2 гр. I н, 2/2 гр. II н) |
Б-216 |
Очков Валерий Федорович |
ochkov@twt.mpei.ac.ru | |
|
вторник |
11:10-12:45 (2/2
гр. I н, 1/2 гр. II н) |
Б-216 |
-'- |
|
|
четверг |
11:10-12:45 (1/2
гр. I н, 2/2 гр. II н) |
Б-216 |
-'- |
|
понедельник |
11:10-12:45 (1/2 гр. I н, 2/2 гр. II н) |
Б-216 |
Зайцева Любовь
Александровна |
ZaitsevaLA@mpei.ru | |
|
понедельник |
17:20-18:50 (2/2
гр. I н, 1/2 гр. II н) |
Б-216 |
-'- |
|
|
пятница |
13:45-15:20 (1/2 гр. I н, 2/2 гр. II н)
|
Б-216 |
-'- |
|
понедельник |
9:20-10:55 (1/2 гр. I н, 2/2 гр. II н) |
Ж-110 |
Парчевский Валерий Михайлович |
parval9@yandex.ru | |
|
вторник |
9:20-10:55 (2/2 гр.
I н, 1/2 гр. II н) |
Ж-110 |
-'- |
|
|
пятница |
13:45-15:20 (1/2
гр. I н, 2/2 гр. II н) |
Ж-110 |
-'- |
|
понедельник |
15:35-17:10 (1/2
гр. I н, 2/2 гр. II н) |
Ж-111 |
Фарафонов Георгий
Викторович |
georgij.farafonov@bk.ru | |
|
среда |
15:35-17:10 (2/2
гр. I н, 1/2 гр. II н) |
Ж-110 |
-'- |
|
|
пятница |
15:35-17:10 (1/2 гр. I н, 2/2 гр. II н) |
Ж-110 |
-'- |
|
Электронная версия учебника >>>
Дополнительные материалы к занятиям >>>
Неделя |
Виды и содержание
учебных занятий | |
|
Лекции (2 часа в неделю) | |
|
Содержание
лекции |
Содержание
практического занятия (3 часа в неделю) |
1 неделя |
2 сентября Вводная лекция. Тема лекции: Современные компьютерные программы для изучения математики и решения задач по математике университете. Основные "математические" возможности пакета Mathcad. Решение алгебраических уравнений и их систем в среде Mathcad. Символьное (аналитическое) и численное решение задачи. |
Занятия со 2 по 15 сентября 2016 г. (за две недели по 3 пары для каждой половинки групп)
Вводное занятие. Знакомство с классом ЭВМ (ауд. Б-216, Ж-110 и Ж-111). Проведение инструктажа и заполнение ведомостей по технике безопасности. Порядок работы в классе ЭВМ. ЭВМ как рабочая станция в локальной сети МЭИ и в глобальной сети Internet.
Перед выполнением задания изучить в учебнике материал на стр. 63-74 Затем в среде Mathcad Prime 3 или/и Mathcad 14/15 выполнить расчеты по рисункам 4.1, 4.2, 4.10, 4.14, 4.15 и 4.15
Дополнительное задание: Решить в среде Mathcad Prime 3 и/или в Mathcad 14/15 задачи по рисункам 7.25-7.27 из этюда 7 учебника >>> Решить в среде Mathcad Prime 3 и/или в Mathcad 14/15 задачи по рисункам 6.1-6.5 из этюда 6 учебника >>> Решить в среде Mathcad Prime 3 и/или в Mathcad 14/15 задачи по рисункам 2.1-2.6 из этюда 2 учебника >>>
|
2 неделя с 5 по 9 сентября |
9 сентября Основные "математические" возможности пакета Mathcad.
Решение
алгебраических уравнений и их систем в среде Mathcad. |
|
3 неделя |
16 сентября Решение задач оптимизации в среде Mathcad.
Фото студентов:
слева центр справа |
Занятия с 16 сентября по 13 октября (за четыре недели по 6 пар для каждой половинки групп)
1. Разминка: решить в среде Mathcad 15 и Mathcad Prime задачу о беге по газону, пашне и асфальту. Пользоваться конспектом лекции, а если его нет, то этим рисунком >>>. Затем решить в среде Mathcad 15 и Mathcad Prime эту же задачу, но другим способом - через решение системы уравнений - см. >>> 2. Перед выполнением задания изучить в учебнике материал на стр. 75-78 Затем выполнить расчеты по рисункам 4.17, 4.18 и 4.20 3. Решение транспортной задачи >>> и >>> 4. Анализ функции одного аргумента >>>
Дополнительное задание: 1. Решить в среде Mathcad Prime 3 (или в Mathcad 14/15) задачи по рисункам 10.8, 10.12, 10.13, 10.15, 10.16, 10.17 и 10.19 из этюда 10 учебника >>> 2. Изучить материалы здесь >>> и сделать расчеты по рис. 1, 5 и 6. |
4 неделя с 19 по 23 сентября |
23 сентября Решение многофакторной задачи оптимизации в среде Mathcad. |
|
5 неделя 26 по 30 сентября |
30 сентября Решение многофакторной задачи оптимизации в среде Mathcad.
|
|
6 неделя с 3 по 7 октября |
7 октября Разбор экзаменационных билетов по теме первых пяти лекций |
|
7 неделя с 10 по 14 октября |
14 октября Графика в среде Mathcad 15 |
Занятия с 14 по 29 октября 2016 г. (за две недели по 3 пары для каждой половинки групп) Перед выполнением задания изучить в учебнике материал на стр. 178-196 Затем выполнить расчеты в среде Mathcad 14/15 по рисункам 8.2 и 8.6 и создать соответствующую анимацию паровой машины и дворников автомобиля.
Дополнительное задание: Создать в среде Mathcad 14/15 анимацию открывания двух половинок двери автобуса. Предварительно создать анимацию открывания одной створки по рисункам 8.13, 8.14 и 8.15 из этюда 8 учебника >>>
|
8 неделя с 17 по 21 октября |
21 октября Анимация в среде Mathcad 15 |
|
9 неделя с 24 по 28 октября |
28 октября Решение в среде Mathcad однофакторной статистической задачи (рост и вес студентов) |
Занятия с
28 октября по 10 ноября 2016 г.
(за две недели по 3 пары для каждой половинки групп) Выполнить расчеты в среде Mathcad Prime или/и Mathcad 14/15 по рисункам 14.3 и 14.4. Скачать и открыть в среде Mathcad 14/15 этот файл с данными по росту студентов >>> и далее дополнить его следующим расчетом – см. рис. 14.6. Создать расчет в среде Mathcad Prime или/и Mathcad 14/15 по рис. 14.7. Скачать и открыть в среде Mathcad 14/15 этот файл с данными по росту студентов >>> и далее дополнить его следующим расчетом – см. рис. 14.9 и 14.17 Перед выполнением задания изучить в учебнике материал на стр. 325-335 Скачать и открыть в среде Mathcad Prime этот файл с данными по стоимости подержаных автомобилей >>> и далее дополнить его следующими расчетами – см. рис. 14.24, 14.25, 14.26, 14.27, 14.28, 14.29, 14.30, 14.31 и 14.32. Дополнительное задание: Обработать статистически данные по весу и росту студентов своей группы. Построить гистограмму роста студентов группы. Определить мистера группы ТФ-?-16 |
10 неделя с 31 октября по 4 ноября |
4 ноября Решение в среде Mathcad многофакторной статистической задачи (стоимость подержаного автомобиля) |
|
11 неделя с 7 по 11 ноября |
11 ноября Гибридное (аналитическое и численное) задачи на компьютере. Решение в среде Mathcad задачи с нечеткими множествами. |
Занятия с 11
по 24 ноября 2016 г.
(за две недели по 3 пары для каждой половинки групп) Перед выполнением задания изучить в учебнике материал на стр. 306-280 Выполнить расчеты в среде Mathcad Prime или/и Mathcad 14/15 по рисункам 14.3 и 14.4. Скачать и открыть в среде Mathcad 14/15 этот файл с данными по росту студентов >>> и далее дополнить его следующим расчетом – см. рис. 14.6. Создать расчет в среде Mathcad Prime или/и Mathcad 14/15 по рис. 14.7. Скачать и открыть в среде Mathcad 14/15 этот файл с данными по росту студентов >>> и далее дополнить его следующим расчетом – см. рис. 14.9 и 14.17 Перед выполнением задания изучить в учебнике материал на стр. 325-335 Скачать и открыть в среде Mathcad Prime этот файл с данными по стоимости подержаных автомобилей >>> и далее дополнить его следующими расчетами – см. рис. 14.24, 14.25, 14.26, 14.27, 14.28, 14.29, 14.30, 14.31 и 14.32. Дополнительное задание: Обработать статистически данные по весу и росту студентов своей группы. Построить гистограмму роста студентов группы. Определить мистера группы ТФ-?-16 |
12 неделя с 14 по 18 ноября |
18 ноября Решение в среде Mathcad задачи на пересчет концентрации. Понятие физической, эмпирической и псевдоэмпирической формулы |
|
13 неделя с 21 по 25 ноября |
25 ноября Основы программирования в среде Mathcad |
Занятия с 25 ноября по 8 декабря 2016 г.
(за две недели по 3 пары для каждой половинки групп) Лектор приглашает на семинар по Mathcad 29.11.2016 14:00-17:00 >>> Выполнить Mathcad-расчеты отсюда (включая расчет "покемона") >>> Выполнить Mathcad-расчеты отсюда >>> Дополнительно: Выполнить Mathcad-расчеты отсюда >>> |
14 неделя с 28 ноября по 2 декабря |
2 декабря Основы программирования в среде Mathcad |
|
15 неделя с 5 по 9 декабря |
9 декабря Решение дифференциального уравнения в среде Mathcad |
Занятия с 9 по 22 декабря 2016 г.
(за две недели по 3 пары для каждой половинки групп) Выполнить Mathcad-расчеты отсюда >>> Mathcad 15 расчет >>> Дополнительное задание: выполнить Mathcad-расчеты отсюда >>>
Разбор экзаменационных билетов (см. ниже)
|
16 неделя) с 12 по 16 декабря |
16 декабря Разбор экзаменационных билетов |
|
16 неделя с 19 по 23 декабря |
23 декабря Разбор экзаменационных билетов |
Занятия с 23 по 30 декабря 2016 г. Зачет по курсу |
График принятия зачетов >>>
Расписание консультаций и экзаменов в январе 2017 г.:
Дата |
|
Время |
Аудитория |
Группы (кол-во студентов) |
Экзаменаторы |
11.01.2017 |
Консультация |
13:00 |
А-320 |
ТФ-5-16 , ТФ-6-16, ТФ-7-16 |
|
12.01.2017 |
Экзамен |
9:20 |
Б-205 |
ТФ-5-16 (9:20), ТФ-6-16 (10:30), ТФ-7-16 (12:00) |
|
27.01.2017 |
Консультация |
9:20 |
Б-205 |
ТФ-1-16 , ТФ-2-16, ТФ-4-16 |
|
28.01.2017 |
Экзамен |
9:20 |
Б-205 |
ТФ-1-16 (9:20), ТФ-2-16 (10:30), ТФ-4-16 (12:00) |
|
2. Особенности идентификаторов (имен переменных и функций) в среде Mathcad (рис.1, рис. 2 и рис. 3). (учебник)
3. Системы исчислений Mathcad 15: двоичная, восьмеричная, десятеричная и шестнадцатеричная Постфиксы b, o и h. Ввод и вывод чисел в различных системах исчислений. Ввод комплексного числа
4. Скаляр, вектор, матрица и составной массив в среде Mathcad (учебник)
5. Операторы Mathcad 15, поддерживающие интерфейс пользователя Тандемы операторов Mathcad рис. 1, рис. 2 и рис. 3
8. Защита и скрытие отдельных областей Mathcad-документа
9.
Три
уровня защиты всего Mathcad-документа
1. Семь функций в группе Solving Мастера функций Mathcad
2.
Методы поиска нулей функций в среде
Mathcad (графический, численный и аналитический (символьный) методы) (учебник)
3.
Функция root
– поиск корня вблизи точки и на отрезке
4.
Методы решения систем линейных
алгебраических уравнений в среде Mathcad (дополнительный рисунок, учебник)
5.
Методы решения систем нелинейных
алгебраических уравнений в среде Mathcad (численные и аналитические методы)
(учебник)
6.
Отличия в работе функций Find
и MinErr в
среде Mathcad
7. Методы поиска минимумов и максимумов функций в среде Mathcad (графический, численный и аналитический методы) (учебник, учебник)
1.
Типы
графиков в среде Mathcad 15 и Mathcad Prime 2.0
2.
Графическое отображение
функциональных зависимостей в среде Mathcad
5.
Использование цвета для
форматирования графиков и поверхностей в среде Mathcad
6.
Три
инструмента работы с декартовым и полярным графиком: форматирование, лупа и трассировка
7.
Три
инструмента повышения объемности трехмерного графика – перспектива, «туман» и освещение
8.
Принципы анимации в среде
Mathcad Псевдоанимация через Интернет (учебник - раздел
1.7 [1])
9.
Этапы создания анимационных клипов
в среде Mathcad (учебник учебник - раздел 1.7 [1])
1.
Понятие файла. Основные атрибуты
файла
2.
Основные операции с
файлами
3. Основные операции с каталогами (папками)
4. Основные приемы обеспечения безопасности работы в Интернете и социальных сетяхnew
5. Основные приемы обеспечения безопасности работы с электронной почтойnew
1.
Основные команды меню
Tools
(Инструменты) пакета Mathcad
3.
Автоматический и ручной режимы
работы Mathcad
4.
Встроенные (системные) переменные и
константы в среде Mathcad
5.
Основные принципы работы с
функциями пользователя в среде Mathcad
6.
Основные приемы форматирования
чисел в среде Mathcad
1.
Основные команды меню Edit
(Редактирование) пакета Mathcad 15
2.
Связь между документами Mathcad
(суть команды Reference)
3.
Основные приемы редактирования
документов в среде Mathcad
1.
Основные признаки и отличия функции
и оператора Mathcad
2.
Встроенные и пользовательские
операторы и функции в среде Mathcad
4.
Булевы функции и операторы в среде
Mathcad (см. описание здесь pdf
html)
5.
Основные группы встроенных функций
в среде Mathcad
6.
Основные «матричные» встроенные
функции и операторы в среде Mathcad
7.
Невидимая переменная и функция в
среде Mathcad
1.
Мастер Размерностей
Mathcad
2.
Пользовательские и встроенные
единицы физических величин
3.
Работа с пользовательской размерной
величиной (на примере стоимости) Единица стоимости в среде
Mathcad 14
4.
Оператор ввода числового значения с
единицей физической величины Ввод температуры по шкале Цельсия в Mathcad
11/12 и 13/14
5.
Оператор вывода числового значения
с единицей физической величины
6.
Работа с размерностями физических
величин при построении графиков
7.
Понятие «мягкие» и «жесткие»
единицы физической величины
Настройка
«мягких» единиц измерения в среде Mathcad 14
8.
Изменение системы физических
величин в среде Mathcad
9.
Работа с относительными шкалами
измерений в среде Mathcad (на примере работы с градусами Цельсия) Градусы Цельсия и
Фаренгейта в среде Mathcad 13/14 Работа с пользовательской
величиной
10.
Работа с размерными
эмпирическими формулами в среде Mathcad Пример с ценою подержаного автомобиля
1.
Основные команды символьной
математики и особенности их выполнения в среде
Mathcad15
4. Поиск максимумов и минимумов функций (особых точек) с помощью операторов символьной математики Mathcad (дополнительный рисунок)
5. Основные приемы проверки правильности символьных преобразований
6. Комбинирование численных и аналитических методов при решении задач на компьютере
X. Интерполяция и аппроксимация в среде Mathcad (см. описание здесь и здесьnew)
8. Линейная интерполяция в среде Mathcad (см. анимацию)
9. Интерполяция сплайном в среде Mathcadnew (см. анимацию)
10. Аппроксимация в среде Mathcad (см. анимацию)
Основы программирования >>>
1. Три атрибута программирования >>>
2. Программистская конструкция Выбор >>>
3. Реализация конструкции выбор в среде Mathcad 15 и Mathcad Prime >>>
4. Программирование пользовательского сообщения об ошибке >>>
5. Программистская конструкция Цикл с параметром (for) >>>
6. Способы задания параметра цикла for в среде Mathcad 15 >>>
7. Программистская конструкция Цикл с предпроверкой (while) >>>
8. Рекурсия в программировании >>>
9. Цикл с выходом из середины в среде Mathcad >>>
10. Ветвление программы с помощью меток и оператора условного и безусловного переходов >>>
11. Принципы структурного программирования >>>
12. Основные и вспомогательные структурные конструкции алгоритмов >>>
13. Программа сортировки вектора в среде Mathcad >>>
Решение систем обыкновенных дифференциальных уравнений >>>
23. Задача о развитии эпидемии с начальными условиями - решение по разностной схеме: текст >>> и рисунок >>>
24. Задача о развитии эпидемии с начальными условиями - решение с использованием функции rkfixed: текст >>> и рисунок >>>
25. Задача о развитии эпидемии с начальными условиями - решение с использованием функции odesolve: текст >>> и рисунок >>>
26. Задача о развитии эпидемии с краевыми условиями - решение методом стрельбы: текст >>> и рисунок >>>
27. Задача о развитии эпидемии с краевыми условиями - решение средствами программирования Mathcad: текст >>> и рисунок >>>
28. Задача о вращении спутника вокруг Земли >>>
29. Задача о о колебании маятника >>>
Учебная
литература:
1.
2. Обучающий курс по Mathcad на
CD-ROM (фирма Мультимедия
Технологии) (CD-ROM
диск
можно взять в библиотеке
МЭИ)
3.
Обучающий курс по Mathcad в
Интернет
4. Очков В.Ф. Mathcad 14 для студентов и инженеров: русская версия, СПб: БХВ-Петербург, 2009 (книгу можно взять в библиотеке МЭИ)