КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН (последняя правка 24.09.2018)
Учебных занятий по дисциплине «Информационные технологии»
Кафедра ТОТ, институт ТАЭ, курс 1,
семестр 1 2018/2019 учебного года
Лектор – Очков
Лекции по четвергам,
13:45-15:20, ауд. Б-300
Расписание лабораторных занятий :
Электронная версия учебника >>>
Дополнительные материалы к занятиям >>>
Группа |
День |
Часы |
Аудитория |
Преподаватель |
|
ТФ-1-18
|
среда |
11:10-12:45 |
Ж-211 | ОЧКОВ В.Ф. | ochkov@twt.mpei.ac.ru |
В-209 | ШАЦКИХ Ю.В. | shatskih_jv@mail.ru | |||
ТФ-2-18 | понедельник | 15:35-17:10 | Ж-211 | ОЧКОВ В.Ф. | ochkov@twt.mpei.ac.ru |
Т-420 | ШАЦКИХ Ю.В. | shatskih_jv@mail.ru | |||
ТФ-3-18 |
понедельник |
9:20-10:55 |
Ж-211 | ВЕТРЕНКО А.А | alvetrenko@mail.ru |
Т-420 | СЕЛИВАНОВ Е.А. | selivanov.elisei@gmail.com | |||
ТФ-4-18 |
пятница |
13:45-15:20 |
Ж-115 | СЕЛИВАНОВ Е.А. | selivanov.elisei@gmail.com |
Т-420 | ГЕЛЛЕР Ю.А. | yul4@yandex.ru | |||
ТФ-5-18 |
пятница |
15:35-17:10 | Ж-115 | ОЧКОВ В.Ф. | ochkov@twt.mpei.ac.ru |
Т-420 | АЛМАЗКИН Д.В. | almazkin93@mail.ru | |||
ТФ-6-18 |
пятница |
13:45-15:20 |
Ж-416 | ОЧКОВ В.Ф. | ochkov@twt.mpei.ac.ru |
Т-420 | АЛМАЗКИН Д.В. | almazkin93@mail.ru | |||
ТФ-7-18
|
четверг |
9:20-10:55 |
Ж-115 | БУРАКОВ И.А. | BurakovIA@mpei.ru |
Т-420 | КОРОЛЕВА А.П. | anastykoroleva@mail.ru |
Списки групп >>>
Неделя |
Виды и содержание учебных занятий |
|
|
Лекции (2
часа в неделю) |
|
|
Содержание лекции |
Содержание практического занятия
(2 часа в неделю) |
1 неделя |
6 сентября
Вводная
лекция. Тема лекции:
Современные
компьютерные программы для изучения математики и решения задач по математике в
университете.
Основные
"математические" возможности пакета Mathcad.
Решение алгебраических уравнений и их
систем в среде Mathcad. Символьное (аналитическое) и численное решение задачи. |
Занятия со 3 по 6 сентября
Вводное занятие. Знакомство с классом ЭВМ Проведение инструктажа и заполнение ведомостей по технике
безопасности. Порядок работы в классе ЭВМ. ЭВМ как рабочая
станция в локальной сети МЭИ и в глобальной сети Internet. Занятия со 7 по 20 сентября
Вводное занятие. Знакомство с классом ЭВМ Проведение инструктажа и заполнение ведомостей по технике
безопасности. Порядок работы в классе ЭВМ. ЭВМ как рабочая
станция в локальной сети МЭИ и в глобальной сети Internet.
Перед выполнением задания изучить в учебнике
материал на стр.
63-74
Затем в среде Mathcad Prime или/и Mathcad 15
выполнить расчеты по рисункам
4.1,
4.2,
4.10,
4.14,
4.15 и
4.16
Дополнительное задание:
Анализ функции одного аргумента
>>>
Решить в среде Mathcad Prime и/или в Mathcad
14/15 задачи по рисункам 7.25-7.27 из этюда 7 учебника
>>>
Решить в среде Mathcad Prime и/или в Mathcad 14/15
задачи по рисункам 6.1-6.5 из этюда 6 учебника
>>>
Решить в среде Mathcad Prime и/или в Mathcad 14/15
задачи по рисункам 2.1-2.6 из этюда 2 учебника
>>>
|
2 неделя |
13
сентября
Основные
"математические" возможности пакета Mathcad.
Решение алгебраических уравнений и их
систем в среде Mathcad. |
|
3 неделя |
20
сентября
Решение
задач оптимизации в среде Mathcad. |
Занятия с 21 сентября по 18 октября
1. Разминка: решить в среде Mathcad 15
и Mathcad Prime задачу о беге по газону, пашне и асфальту. Пользоваться
конспектом лекции, а если его нет, то этим рисунком
>>>. Затем решить в среде Mathcad 15
и Mathcad Prime эту же задачу, но другим способом - через решение
системы уравнений - см.
>>>
2. Перед выполнением задания изучить в учебнике материал
на стр.
75-78
Затем выполнить расчеты по рисункам
4.17,
4.18 и
4.20
3. Решение транспортной задачи
>>> и
>>>
Дополнительное задание: 1. Решить задачу о тараканьих бегах >>> (о задаче https://community.ptc.com/t5/PTC-Mathcad-Questions/The-problem-of-cockroach-races/td-p/484692 2. Решить в среде Mathcad Prime (или в Mathcad 14/15) задачи по рисункам 10.8, 10.12, 10.13, 10.15, 10.16, 10.17 и 10.19 из этюда 10 учебника >>> 3. Научиться в среде Mathcad 15 подставлять числа в формулы
4. Изучить материалы здесь
>>> и сделать расчеты по рис. 1, 5 и
6. |
4 неделя |
27
сентября
Решение многофакторной задачи оптимизации в среде Mathcad. |
|
5 неделя |
4
октября
Решение
многофакторной задачи оптимизации в среде Mathcad. |
|
6 неделя |
11 октября |
|
7 неделя |
18 октября |
Занятия с 19 по 1 ноября
Перед выполнением задания изучить в учебнике
материал на стр.
178-196
Затем выполнить расчеты в среде Mathcad 14/15 по
рисункам
8.2 и
8.6 и создать
соответствующую анимацию паровой машины и дворников автомобиля.
Дополнительное задание:
Создать в среде Mathcad 15 анимацию открывания
двух половинок двери автобуса. Предварительно создать анимацию открывания
одной створки по рисункам
8.13,
8.14 и
8.15 из этюда
8 учебника
>>>
|
8 неделя |
25 октября Фото аудитории >>> |
|
9 неделя |
1 ноября Фото аудитории >>> |
Занятия со 2 по 15 ноября
Выполнить Mathcad-расчеты отсюда
>>>
Mathcad 15 расчет
>>>
Дополнительное задание: выполнить Mathcad-расчеты отсюда
>>>
Перед выполнением задания изучить в учебнике материал на стр. 306-280
Выполнить расчеты в среде Mathcad Prime или/и
Mathcad 14/15 по рисункам
14.3 и
14.4.
Скачать и открыть в среде
Mathcad 14/15 этот файл с данными по росту
студентов
>>> и далее дополнить его следующим
расчетом – см. рис.
14.6.
Создать расчет в среде Mathcad Prime или/и Mathcad
14/15 по рис.
14.7.
Скачать и открыть в среде
Mathcad 14/15 этот файл с данными по
росту студентов
>>> и далее дополнить его следующим
расчетом – см. рис.
14.9 и
14.17
Обработать статистически данные по весу и росту
студентов своей группы. Построить гистограмму роста студентов группы.
Определить мистера группы ТФ-?-16 |
10 неделя |
8 ноября |
|
11 неделя |
15 ноября |
Занятия с
16 по 29 ноября
Перед выполнением задания изучить в учебнике
материал на стр. 325-335
Скачать и открыть в среде
Mathcad
Prime этот файл
с данными по стоимости подержанных автомобилей
>>> и далее дополнить его следующими
расчетами – см. рис.
14.24,
14.25,
14.26,
14.27,
14.28,
14.29,
14.30,
14.31 и
14.32.
Дополнительное задание: Обработать статистически данные по весу и росту студентов своей группы. Построить гистограмму роста студентов группы. Определить мистера группы ТФ-?-18 |
12 неделя |
22 ноября |
|
13 неделя |
29 ноября |
Занятия с 30 ноября по 13 декабря
Выполнить Mathcad-расчеты отсюда (включая расчет
"покемона")
>>>
Выполнить Mathcad-расчеты отсюда
>>>
Дополнительно: Выполнить Mathcad-расчеты отсюда
>>> |
14 неделя |
6 декабря |
|
15 неделя |
13 декабря |
Занятия с 14 по 29 декабря
Разбор экзаменационных билетов (см. ниже) |
16 неделя) |
20 декабря |
|
18 неделя |
27 декабря |
Занятия с
23 по 30 декабря |
График
принятия зачетов >>>
Расписание консультаций и экзаменов в
январе 2019 г.:
Дата |
|
Время |
Аудитория |
Группы
(кол-во студентов) |
Экзаменаторы |
14.01.2019 | Консультация | 9:20 | Б-205 | ТФ-1, 2 и 3-18 | |
15.01.2019 | Экзамен | 9:20 | Б-205 | ТФ-1, 2 и 3-18 | |
18.01.2019 | Консультация | 9:20 | Б-205 | ТФ-4, 5, 6 и 7-18 | |
21.01.2019 | Экзамен | 9:20 | Б-205 | ТФ-4, 5, 6 и 7-18 |
Билеты на экзамене в 2019 г.
>>>
Вопросы
по курсу (вычеркнутые исключены)
2.
Особенности идентификаторов (имен переменных и
функций) в среде Mathcad (рис.1, рис. 2 и рис. 3). (учебник)
II. Методы решения некоторых
алгебраических задач в среде Mathcad (глава 3 [8]) ("Великолепная семерка Mathcadnew" pdf или html)
1. Семь функций в группе Solving
Мастера функций Mathcad
2.
Методы поиска нулей функций в среде Mathcad
(графический, численный и аналитический (символьный) методы) (учебник)
3.
Функция root – поиск нуля функции вблизи точки и на отрезке
4.
Методы решения систем линейных
алгебраических уравнений в среде Mathcad
(дополнительный рисунок, учебник)
5.
Методы решения систем нелинейных
алгебраических уравнений в среде Mathcad (численные и аналитические методы) (учебник)
6.
Отличия в работе функций Find и MinErr в среде Mathcad
7. Методы поиска минимумов и максимумов функций в среде Mathcad (графический,
численный и аналитический методы) (учебник, учебник)
III. Графика Mathcad (См. учебник - раздел 1.6 [8])
1.
Типы графиков в среде Mathcad 15 и Mathcad Prime
2. Графическое отображение функциональных зависимостей в среде Mathcad. Понятие параметрического графика
5.
Использование цвета для форматирования
графиков и поверхностей в среде Mathcad
6.
Три инструмента работы с декартовым и полярным
графиком: форматирование, лупа и трассировка
7.
Три инструмента повышения объемности трехмерного
графика – перспектива, «туман» и освещение
8.
Принципы анимации в среде Mathcad Псевдоанимация через Интернет (учебник - раздел
1.7 [1])
9.
Этапы создания анимационных клипов в среде Mathcad (учебник учебник - раздел
1.7 [1])
IV. Файловая система и вопросы IT
безопасности
1.
Понятие файла. Основные атрибуты файла
2.
Основные операции с файлами
3. Основные операции с каталогами (папками)
4. Основные
приемы обеспечения безопасности работы в Интернете и социальных сетяхnew
5. Основные
приемы обеспечения безопасности работы с электронной почтойnew
V. Меню Tools (Инструменты) пакета Mathcad
1.
Основные команды меню Tools (Инструменты) пакета Mathcad
3.
Автоматический и ручной режимы работы
Mathcad
4.
Встроенные (системные) переменные и
константы в среде Mathcad
5.
Основные принципы работы с функциями
пользователя в среде Mathcad
6.
Основные приемы форматирования чисел в
среде Mathcad
VI. Меню Edit (Редактирование) и Insert (Вставка)
пакета Mathcad 15
1. Основные команды меню Edit (Редактирование) пакета Mathcad 15
2.
Связь между документами Mathcad (суть
команды Reference)
3.
Основные приемы редактирования документов в
среде Mathcad
VII. Функции и операторы Mathcad (см. учебник)
1.
Основные признаки и отличия функции и
оператора Mathcad
2.
Встроенные и пользовательские операторы и
функции в среде Mathcad
4.
Булевы функции и операторы в среде Mathcad (см. описание здесь pdf html)
5.
Основные группы встроенных функций в среде
Mathcad
6.
Основные «матричные» встроенные функции и
операторы в среде Mathcad
7. Невидимая переменная и функция в среде
Mathcad
VIII. Работа в среде Mathcad с
физическими величинами (см. учебник - глава 2 из [8])
1.
Мастер Размерностей Mathcad
2.
Пользовательские и встроенные единицы
физических величин
3. Работа с пользовательской размерной
величиной (на примере стоимости) Единица стоимости в среде Mathcad 14
4. Оператор ввода числового значения с единицей физической величины Ввод температуры по шкале Цельсия в Mathcad 11/12 и 13/14
5.
Оператор вывода числового значения с
единицей физической величины
6.
Работа с размерностями физических величин
при построении графиков
7. Понятие «мягкие» и «жесткие» единицы
физической величины Настройка «мягких» единиц измерения в среде
Mathcad 14
8.
Изменение системы физических величин в
среде Mathcad
9.
Работа с относительными шкалами измерений в
среде Mathcad (на примере работы с градусами Цельсия) Градусы Цельсия и Фаренгейта в среде
Mathcad 13/14 Работа с пользовательской величиной
10. Работа с размерными эмпирическими формулами
в среде Mathcad Пример с ценою подержаного автомобиля
IX. Символьная математика Mathcad
1.
Основные команды символьной математики и
особенности их выполнения в среде Mathcad15
4. Поиск максимумов и минимумов функций (особых точек) с помощью операторов
символьной математики Mathcad
(дополнительный рисунок)
5. Основные приемы проверки правильности символьных преобразований
6. Комбинирование численных и аналитических методов при решении задач на
компьютере
X.
Интерполяция и аппроксимация в среде Mathcad (см. описание здесь и здесьnew)
8. Линейная интерполяция в среде Mathcad (см. анимацию)
9. Интерполяция
сплайном в среде Mathcadnew (см. анимацию)
10. Аппроксимация в среде Mathcad (см. анимацию)
Основы
программирования >>>
1. Три атрибута программирования >>>
2. Программистская конструкция Выбор >>>
3. Реализация конструкции выбор в среде Mathcad 15 и Mathcad Prime >>>
4. Программирование пользовательского сообщения об ошибке >>>
5. Программистская конструкция Цикл с параметром
(for) >>>
6. Способы задания параметра цикла for в среде Mathcad 15 >>>
7. Программистская конструкция Цикл с предпроверкой
(while) >>>
8.
Рекурсия в программировании >>>
9. Цикл с выходом из середины в среде Mathcad >>>
10.
Ветвление программы с помощью меток и оператора условного и безусловного
переходов >>>
11. Принципы структурного программирования >>>
12. Основные и вспомогательные структурные конструкции алгоритмов >>>
13. Программа сортировки вектора в среде Mathcad >>>
14. Программирование метода половинного деления для поиска нуля функции в среде Mathcad (учебник - стр. 84-89)
15. Программирование метода касательных (Ньютона) для поиска нуля функции в среде Mathcad (учебник - стр. 84-89)
Решение
систем обыкновенных дифференциальных уравнений >>>
23.
Задача о развитии эпидемии с начальными условиями - решение по разностной
схеме: текст >>> и рисунок >>>
24.
Задача о развитии эпидемии с начальными условиями - решение с использованием
функции rkfixed: текст >>> и рисунок >>>
25.
Задача о развитии эпидемии с начальными условиями - решение с использованием
функции odesolve: текст >>> и рисунок >>>
26.
Задача о развитии эпидемии с краевыми условиями - решение методом стрельбы:
текст >>> и рисунок >>>
27.
Задача о развитии эпидемии с краевыми условиями - решение средствами
программирования Mathcad: текст >>> и рисунок >>>
28.
Задача о парашютисте
29.
Задача о колебании маятника >>>
Учебная литература:
1.
2. Обучающий курс по Mathcad на CD-ROM (фирма Мультимедия Технологии) (CD-ROM диск можно
взять в библиотеке МЭИ)
3. Обучающий курс по Mathcad в Интернет
4. Очков В.Ф. Mathcad 14 для студентов и инженеров:
русская версия, СПб: БХВ-Петербург, 2009 (книгу можно взять в библиотеке МЭИ)